Всемирный день прав потребителя. По решению ООН 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. Эта история начинает отсчет 15 марта 1962 года, когда президент США Дж.Ф.Кеннеди, выступая в Конгрессе, сказал: "Потребители, по определению, это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно".
Американский президент назвал тогда четыре священных и неотъемлемых права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым потребительским правам были добавлены еще четыре, также признанные мировым сообществом: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
У россиян в этом году свой праздник Ц в декабре отмечает свой 15- летний юбилей Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), объединяющий в своих рядах сто Ц абсолютное большинство реально действующих в регионах России потребительских объединений. Только в минувшем году СПРФ помог 170 тысячам российских граждан, чьи потребительские права были нарушены, возместить ущерб в сумме более 300 млн.руб.
За 15 лет мы фактически прошли путь, на который в других развитых странах понадобились многие десятилетия. В стране действует закон «О защите прав потребителей», созданы государственные и муниципальные органы, защищающие потребительские права, в большинстве регионов возникли общественные объединения, появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются Ц по долгу службы или по личной инициативе Ц защитой прав потребителей.
По данным ежегодных опросов, проводимых СПРФ, наши граждане стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве, заметно выросло желание и решимость защитить свои нарушенные потребительские права. Так, за 10 последних лет доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась более чем в 2 раза (с 50 до 22 %). В 1994 году лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права, сегодня таких стало почти в 2 раза больше Ц 65%. Повысилась и результативность защиты прав потребителей. За эти же 10 лет в 1,5 раза выросла доля тех, кому удалось добиться полного удовлетворения своих претензий. В 2,5 раза снизилось число потребителей, которые не смогли защитить свои интересы, более чем в 3 раза сократилось число потребителей, потерявших надежду добиться справедливости.
Теперь большинство продавцов и производителей товаров и услуг, увидев грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда и удовлетворяют законные требования потребителей. Если же за дело берутся общественные объединения потребителей, то результативность защиты прав потребителей резко возрастает. Так, после обращений в СПРФ до 85 % претензий удается разрешить в досудебном порядке. В судах же процент выигранных потребителями при помощи организаций-членов СПРФ исков еще выше: в 2004 году он составил 93%.
Нынешний год становится для потребительского движения переломным. В ходе административной реформы по сути разрушена сложившаяся государственная система защиты прав потребителей. Вместо нескольких ведомств, занимавшихся вопросами защиты потребителей, создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба находится в стадии становления и начала активно работать с Союзом потребителей России и Международной КонфОП. Мы надеемся, что и в регионах удастся наладить эффективное взаимодействие государственных служб, муниципальных органов и общественных организаций в деле защиты прав потребителей. Однако уже сейчас видно, что территориальные органы Роспотребнадзора нуждаются в существенном кадровом и материально-техническом укреплении.
Нам представляется, что полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей как наиболее приближенных к месту проживания граждан необходимо закрепить в законе УО местном самоуправленииФ.
Вектор административной реформы должен быть направлен на усиление роли органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, саморегулируемых организаций бизнеса в вопросах контроля на потребительском рынке, просвещения потребителей, в выработке и согласовании принимаемых государством решений, затрагивающих интересы и права потребителей, при одновременном сохранении за государством надзорных функций в сфере защиты прав потребителей.